Программа интегративного курса физического воспитания

Организационной формой и методической основой проведения урока являются групповые занятия, которые отвечают характеру игры в футбол, предусматривает повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач. В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся. Основными средствами являются физические упражнения, направленные на развитие ловкости, гибкости, быстроты, которые в этой возрастной группе имеют наиболее благоприятные возможности развития.

Ловкость — создает основу для быстрого овладения сложными в координационном отношении действиями. Воспитание ловкости должно идти, прежде всего, по пути образования ее общей базы, вследствие чего в дальнейшем будет воспитываться специальная ловкость футболиста. При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями, используемыми учащимися, постоянно должны включать элементы новизны. В целях развития ловкости применяются подвижные игры с комплексом различных движений (бег, прыжки, повороты, броски и ловля мячей) упражнения из акробатики (кувырки вперед назад, кувырки после прыжков, сочетание прыжков с поворотами, перекаты).

Прыжковые упражнения (прыжки в длину, высоту, тройные, с поворотом на 90, 180 градусов и т.д.), беговые упражнения (бег по «по восьмерке», по дуге, вправо и влево, скрестным и приставным шагами, бег по меткам и т.д.). Упражнения, направленные на развитие ловкости довольно быстро ведут к утомлению - по этому их целесообразно проводить в начале урока или после интервалов отдыха.

При воспитании гибкости важно обеспечить широкое и гармоничное развитие подвижности во всех суставах. Основными средствами для воспитания гибкости являются упражнения на растягивание. Для данного возраста особенно полезно применять упражнения в активном динамическом режиме. Это как правило упражнения из основной или вспомогательной гимнастики (общеукрепляющие и общеразвивающие упражнения) избирательно воздействующие на те или иные группы мышц, связок, вращательные движения туловищем, вращательные движения в голеностопном и тазобедренном суставах. Основной метод развития гибкости - повторное выполнение упражнений с постоянно возрастающей и возможно полной амплитудой движения.

Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливается в зависимости от их характера и целевого назначения, а так же от уровня подготовленности занимающегося. Во время воспитания быстроты, прежде всего, уделяют внимание следующим ее компонентам: быстроте двигательной реакции, быстроте отдельных движений, способности в короткое время увеличивать темп движений. Рекомендуется — игровой метод, в котором проявляются естественные формы движений и нестереотипные способы их выполнения, а также упражнениям, выполняемым в виде эстафет на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные).

В этой возрастной группе целесообразно развитие скорости бега с помощью игры в футбол и упражнениями с выполнением технических элементов футбола. Игровые упражнения и различные эстафеты (ускорения на короткие дистанции, с изменением направления, в сочетании с прыжками и т.д.) позволяют поддерживать интерес у учащихся к их выполнению. Важно, чтобы каждое повторное занятие выполнялось после полного восстановления. Целостных занятий по воспитанию скоростно-силовых качеств, общей и скоростной выносливости, как правило, в этой возрастной группе не проводятся и воспитываются на занятиях с комплексной направленностью.

Специальная физическая подготовка предназначается главным образом для развития специальных физических навыков игры в футбол. К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом.

Обучение в этом разделе начинают с изучения техники передвижения: основных приемов бега, остановок, поворотов и прыжков. Параллельно учащихся знакомят с приемами техники владения мячом и с основными способами их выполнения:
1) ударам по мячу ногой (внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема);
2) остановкам мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой и бедром);
3) ведению мяча (средней и внешней частью подъема);
4) обманным движениями;
5) отбору мяча (отбивание ногой в выпаде);
6) вбрасыванию мяча из-за боковой линии (с места).

В зависимости от уровня предварительной подготовки и темпов прироста обучения круг изучаемых приемов может быть расширен. Обучение должно вестись с помощью специальных упражнений, чтобы учащиеся овладели множеством простых технических приемов и освоили широкий арсенал двигательных навыков. Упражнения должны быть простыми и доступными, выполнять их можно на месте или в движении на малой скорости, по неподвижному или катящемуся мячу, без сопротивления.

Техническая оснащенность помогает играющему решать ту или иную игровую ситуацию, поэтому в процессе обучения необходимо постоянно расширять арсенал технических приемов, которые должны прочно усваиваться и закрепляться. Следовательно, на первое место выдвигается количество повторений и их вариативность, что позволит охватить все разнообразие двигательных действий. Изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на детали выполнения (демонстрация четкого и правильного выполнения, а затем объяснения и указания на главные моменты действий) и систематически их закреплять. Закреплять технические приемы целесообразно в обстановке, приближенной к игровой (игры в двое ворот на площадке размером 8x5, 12x8, 15x10 метров и т.д. в разных составах 1x1, 2x2, 3x3, 4x4, 5x5), время игры каждой пары составов 3-5 минут.

Уроки физической культуры проводятся, как правило, на небольших по размеру площадках, залах (9x18, 18x24). Основными формами подготовки на уроках футбола, должны быть спортивные и подвижные игры, проходящие по упрощенным правилам, малыми составами команд с использованием уменьшенных и облегченных мячей (футбольный мяч №4 или волейбольный мяч). Необходим дополнительный инвентарь и оборудование: спортивная форма двух цветов (манишки), теннисные мячи, стойки, разметочные фишки, ворота 2x3 метра (2шт.), ворота уменьшенных размеров, набивные мячи, весом не более 1 кг.

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, которая является одной из наиболее распространенных организационных форм теоретической подготовки. Успех беседы в первую очередь зависит от четкого определения темы теоретического занятия и учебной задачи. В конце беседы подводятся итоги, обобщающие ее содержание - учителем и всеми учащимися. Одним из возможных методических требований к сообщению знаний является реализация в практике межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами (математикой, окружающим миром, ОБЖ и др.) При передачи знаний очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.)

1. Основы знаний по физической культуре и спорту

Ознакомление со спортивным залом и его оборудованием, спортивной формой и основными видами занятий на уроке физической культуры. Человек - части тела, мышцы, кости и суставы. Основные положения тела человека в пространстве и виды передвижений. Личная гигиена, закаливание. Значение занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и формирование правильной осанки. Правильное дыхание при выполнении физических упражнений. Режим дня. Значение утренней гигиенической зарядки для организма человека. Вес, рост, возраст. Антропометрические измерения. Олимпийская эмблема и символика. Эмблемы футбольных клубов России.

2. Охрана труда и техника безопасности на уроках физической культуры и занятиях спортом

Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Правила по технике безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила по технике безопасности во время занятий спортивными и подвижными играми. Правила по технике безопасности во время занятий гимнастикой. Правила по технике безопасности во время занятий в тренажерном зале. Правила по технике безопасности во время занятий лыжной подготовкой. Правила по технике безопасности во время соревнований.

3. Общая физическая подготовка

Строевые упражнения - основная стойка, построение в колонну и шеренгу по одному самостоятельно и по сигналу учителя на время. Размыкание в колонне и шеренге, на месте и в движении. Повороты на месте. Упражнения на формирование осанки, профилактике плоскостопия. Общеразвивающие упражнения с предметом (мяч, скакалка, гимнастическая палка) и без предмета.

Разновидности ходьбы (на носках, пятках, внутреннем и внешнем своде стопы, перекатами с пятки на носок, подскоками, в полуприседе, приседе, широкими шагами, выпадами влево и вправо, с поворотом туловища влево и вправо и пр.) Бег в различных направлениях, гладкий, с изменением ширины шага, скорости, приставными шагами, спиной вперед, семенящий, с остановкой по сигналу учителя, с заданием учителя, с предметом в руках.

Прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением вперед, в длину, с высоты 20см, 30см. Запрыгивание на гимнастический мат высота не более 30-40см. Лазание, перелазание в различных исходных положениях — стоя на коленках, на животе, спине, по гимнастической скамейке, стенке, в ограниченном пространстве по высоте, коридоре, лабиринте.

Подвижные игры — «Мяч ловцу», «Два мороза», «Коршун и цыплята», «Салки», «Невод», «Попади в цель», «Пятнашки», «Зайцы в огороде», «Точный расчет», «Лиса и куры», «Метко в цель», «К своим флажкам», «Кто дальше бросит». Подвижные игры специальной направленности с элементами футбола. Эстафеты — с элементами бега, метания, прыжков, с предметами и без. Лыжная подготовка - переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Подъемы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1км.

Акробатические и гимнастические упражнения — группировка, перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и на гимнастической скамейке); ходьба на гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки; шаги с подскоками, приставные шаги, шаг галопа в сторону; комбинации и комплексы общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.
Спортивные игры по упрощенным правилам - мини-футбол.

4. Специальная физическая подготовка

Воспитание физических качеств: гибкости — ОРУ с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, полушпагат, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Развитие быстроты - повторный бег по дистанции 10 -15 м., со старта и сходу с максимальной скоростью от 10 до 30м. Бег по наклонной плоскости вниз.

Развитие ловкости — разнонаправленные движения рук и ног, кувырки вперед, в стороны с места. Стойка на лопатках. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами руками, жонглирование правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема, бедром). Метание мячей в неподвижную цель, метание после кувырков, перекатов.

Развитие силы - упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения с набивными мячами.

Развитие выносливости — равномерный и переменный бег до 500м., дозированный бег по пересеченной местности. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками. Плавание.

5. Технике — тактическая подготовка

Вбрасывание мяча руками на дальность, и в коридор шириной 2м., удары по мячу (неподвижному, движущемуся) правой левой ногой. Удары по воротам. Передвижения: обычным, приставным шагом, с ведением мяча ногой, остановка мяча, ведение мяча только правой или только левой ногой, обманные движения, отбор мяча, удар по мячу головой. Игра в футбол по упрощенным правилам, подвижные игры в форме эстафет с использованием элементов и приемов техники владения мячом. Подвижные игры с элементами футбола.

6. Контрольные упражнения


7. Тестовые упражнения


Компетенция учащихся по окончании первого года обучения

Иметь представление о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании, об основных положениях тела в пространстве, об измерениях роста, массы тела, окружности грудной клетки, об олимпийской эмблеме, об эмблемах футбольных клубов России .

Уметь выполнять элементарные строевые движения, комплексы упражнений, утренней зарядки. Уметь показать и выполнять гимнастические упражнения: группировку, перекаты. Прыгать в длину с места, с высоты 40см.; бросать мяч снизу, из-за головы.

Специальная физическая подготовка:
Техническая подготовка - учащиеся должны освоить удары по мячу ведущей ногой (внутренней стороной стопы, серединой подъемом), удар по мячу головой, стоя на месте, ведение мяча носком, средней частью подъема, остановка мяча подошвой и внутренней стороной стопы.
Тактическая подготовка — коллективное ведение игры в футбол по упрощенным правилам в ограниченных составах 2x2, 3x3, 4x4, 5x5.

1. Основы знаний по физической культуре и спорту

Легенды и мифы Древней Греции о зарождении олимпийских игр. Возникновение первых спортивных соревнований. Разновидности физических упражнений, их отличие от обычных движений. Основные физические качества: ловкость, гибкость, быстрота, сила, выносливость. Влияние на здоровье человека закаливающих процедур. Значение утренней гигиенической гимнастики. Подбор специальной одежды и обуви для занятий физической культурой и спортом. Внешние признаки утомления. Причины возникновения травм при занятиях физическими упражнениями. Развитие футбола в России. Футбольный словарь.

2. Охрана труда и техника безопасности на уроках физической культуры и занятиях спортом

Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Правила по технике безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила по технике безопасности во время занятий спортивными и подвижными играми. Правила по технике безопасности во время занятий гимнастикой. Правила по технике безопасности во время занятий в тренажерном зале. Правила по технике безопасности во время занятий лыжной подготовкой. Правила по технике безопасности во время соревнований.

3. Общая физическая подготовка

Упражнения на освоение навыков ходьбы и развития координационных способностей. Обычная, на носках, пригнувшись на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким (30-35см), средним (50-55 см) и длинным шагом (60-65см). Сочетание различных видов ходьбы, с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам.

На освоение навыков бега. Бег обычный, с изменением направления но указанию учителя. Коротким (50-55см), средним (80-90см) и длинным (100-110см) шагом, в чередовании с ходьбой до 50-100м., с преодолением препятствий (мячи, палки, гимнастические маты, скамейки) челночный бег 1x5м, 3x10м; змейкой, догоняя впереди бегущего, эстафеты с бегом на скорость, встречные эстафеты. Бег с высоким подниманием бедра, бег с высокого старта с максимальной скоростью (дистанция 30 м), На освоение навыков прыжков. Прыжки с поворотом на 180 градусов, по разметкам, в длину с разбега, с высоты до 40см, в высоту с 4-5 шагов разбега, с доставанием подвешенных предметов, через скакалку, короткую и длину, с йоги на ногу (многоскоки).

Гимнастика с элементами акробатики: строевые упражнения, упоры, сед, группировки, кувырки, стойки, прыжки опорный прыжок через гимнастический снаряд. Подтягивание в висе. Метание малого мяча из-за головы, стоя на месте, на дальность и цель с расстояния от 2-х до 6 м до цели в коридоре 2-2.5м. Броски мяча (1кг) на лальность из положения, сидя, двумя руками из-за головы.

4. Специальная физическая подготовка

Развитие быстроты, стартовой скорости - ускорение до 10-15 м., догоняя летящий мяч; пробегание отрезков (15-20м) на скорость из различных исходных положений; ускорение по кругу; бег змейкой на скорость; бег по ра меткам с изменением длины шагов; бег за лидером. Для развития ловкости и гибкости - прыжки со скакалкой два вращения - один прыжок; жонглирование теннисных мячей (2-3 шт.), жонглирование ф/б мяча правой, левой ногой; жонглирование правой, левой ногой, пои на одной ноге, сохраняя равновесие. Упражнения на бревне- ходьба на носках, с поворотами, перешагивая через препятствие, с подскоками. Схождение и расхождение на низком бревне.

Полоса препятствий — с переползанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мяча. Упражнения на развитие силы — с набивными мячами, гантелями, на тренажерном оборудовании. Переноска и перекладывание груза. Упражнения с резиновым амортизатором др.

Упражнения для развития скоростно — силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, в длину с места, многоскоки с ноги на ногу, с двух на две. Прыжки в глубину. Выпрыгивание вверх из приседа. Метание малого мяча (100гр) на дальность с 4-6 шагов разбега. Многократные броски и ловля набивного мяча весом до 1кг вверх в прыжке. Сгибание и разгибание туловища в положении лежа на полу, стоя с касанием ладоней пола. На развитие выносливости — лыжная подготовка: скользящий шаг с палками. Подъемы и спуски с небольших склонов, передвижение на лыжах до 1,5 км. Плавание. Кроссовая подготовка. Подвижные игры специальной направленности с элементами футбола.

5. Технико-тактическая подготовка

Спортивные подвижные игры (по упрощенным правилам) мини-волейбол, баскетбол, футбол. Техника передвижения (бег): обычный, вперед спиной, приставным шагом, с высоким подниманием бедра, захлестом голени назад и т.д. Усвоение техники владения мячом, ударов по мячу ногой и головой, остановки мяча, обманные движения, отбор мяча, вбрасывание мяча. Знакомство с индивидуальными действиями с мячом в игровой обстановке. Определение и понимание игровых ситуаций их целесообразность для ведения мяча, обводки соперника, передача мяча партнеру. Правильное расположение игроков без мяча, расположение игроков в играх на малой площадке, в ограниченном составе (3x3, 4х4х, 5x5). Подвижные игры с элементами футбола.

6. Контрольные упражнения


Тестовые упражнения


Компетенция учащихся по окончании второго года обучения

Иметь представление: о легендах и мифах Древней Греции, рассказывающих о зарождении Олимпийских играх, о возникновении первых спортивных соревнований, о влиянии на здоровье человека закаливающих процедур и значении утренней гимнастики. Научиться чувствовать внешние признаки утомления, получить знания об одежде и обуви для занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры.

Учащиеся должны уметь: выполнять повороты на месте (налево, направо, кругом), перестроение из колонны по одному в колонну по два, пробегать дистанцию 30 м с максимальной скоростью, метать малый мяч из-за головы, стоя на месте, в цель и на дальность, выполнять группировки, перекаты, кувырки вперед, стойку на лопатках, подтягивания, опорный прыжок, бег приставным и скрестным шагом, спиной вперед, с высоким подниманием бедра и захлестом голени назад.

Обучающиеся должны научиться выполнять удары по мячу ведущей ногой (внутренней стороной стопы, серединой подъема), удар по мячу головой, стоя на месте, ведение мяча носком, средней частью подъема, остановки мяча подошвой и внутренней стороной стопы, выполнить обманные движения «с уходом в сторону», правильно располагаться в играх на малой площадке, в огн раниченных составах 3x3, 4x4 ,5x5, определять и понимать игровые ситуаций для ведения мяча, обводки соперника, передач мяча партнеру.

Секция футбола для детей