Физическая подготовка футболистов

Известно, что физическая подготовленность футболистов является одним из важнейших факторов, от которого зависит активность и эффективность командных, групповых и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техничным и тактически грамотным не был футболист, он никогда не добьется успеха без хорошей и разносторонней физической подготовленности. Не добьется успеха и команда, в которой физическая подготовленность даже одного игрока не будет соответствовать современным стандартам футбола.

Во-первых, потому, что в каждом игровом эпизоде несколько футболистов одновременно решают определенную игровую задачу. Для этого они должны выполнять согласованные по скорости, пространству и игровым действиям перемещения. И если хотя бы у одного из них нет соответствующих функциональных возможностей, то решить задачу игрового эпизода не удастся. Например, игрок со слабыми физическими кондициями не успеет опередить соперника в борьбе за тактически выгодную позицию, или проиграет единоборство за мяч и т.д.

Во-вторых, потому, что в игре каждый футболист должен быстро и точно оценивать тактические ситуации, принимать точные решения и мгновенно реализовывать их. Тактическая эффективность футболистов, у которых недостаточно развита быстрота реагирования на движущийся объект (соперник, партнер, мяч) или быстрота выбора, всегда будет низкой.

В-третьих, потому, что футбол становится все более атлетичной игрой, насыщенной активными парными и групповыми единоборствами. Выиграть борьбу за мяч, уйти от опасного столкновения, устоять на ногах после толчка соперника может только хорошо физически подготовленный футболист. Поэтому хорошая силовая подготовленность — неотъемлемое качество профессионального игрока.

В-четвертых, потому что в игре футболист выполняет до 100 рывков и ускорений преимущественно на отрезках от 5 до 20 м. Опередить на столь короткой дистанции соперника может только игрок, обладающий хорошей взрывной силой и скоростными способностями. Высокий уровень этих качеств обеспечит выигрыш времени, и, следовательно — выигрыш пространства. Поэтому хорошая скоросто-силовая подготов-ленность — это также неотъемлемое качество профессионального игрока.

В-пятых, футбольный матч длится от 91 до 99 минут (не считая перерыва). Мяч находится в игре от 56 до 64 минут, и все это время выполняется работа, трудность которой для организма не сравнима с трудностью любого другого вида спорта. Сохранить высокую координацию движений в течение всего матча, уметь поддерживать высокую скорость рывков и ускорений с первой до последней минуты игры, не про¬игрывать силовые единоборства может только очень выносливый игрок. Поэтому отличная выносливость — тоже неотъемлемое качество профессионала.

В игре футболист должен выполнять много движений с максимальной амплитудой: удары, подкаты, финты. Они будут эффективными только тогда, когда у игрока будет хорошая гибкость. Отметим также, что хорошая гибкость — это косвенное свидетельство того, что мышцы футболиста эластичны и находятся в отличном состоянии. Такое состояние мышц предохраняет их от травматизма. Поэтому хорошая гибкость — это тоже неотъемлемое качество профессионального футболиста.

В основе эффективного выполнения технических приемов лежат процессы внутримышечной и межмышечной координации, или координационные способности. От них зависит обучаемость игроков, особенно юных, технике футбола. Не может быть профессионального футболиста без хорошо развитых координационных способностей.

Все эти качества, вместе взятые, и составляют физическую подготовленность футболистов. Поэтому повышение уровня физической подготовленности — одна из важнейших задач, которую каждый день пытаются решить на тренировочных занятиях тренеры футбольных команд.

Известно, что проявлений физической подготовленности много, и каждое из них должно развиваться и совершенствоваться с помощью специфических и неспецифических упражнений. При этом они должны не просто развиваться и совершенствоваться, а в рамках требований игры. Можно, например, быстро и сравнительно просто повысить аэробные возможности, бегая каждый день кроссы. Но так не научишься играть, и выносливость, приобретенная в кроссах, должна сочетаться с выносливостью, приобретенной в футбольных упражнениях. Поэтому перед футбольными тренерами всегда стояли и будут стоять два вопроса:
I) Какие проявления физической работоспособности являются наиболее важными для футбола?
2) Какими упражнениями и какими методами их нужно развивать и совершенствовать, чтобы росли не просто выносливость, быстрота или сила, а все эти физические качества в рамках технико-тактических действий?

Ответ на эти вопросы можно получить, если:
a) у тренера есть тесты для измерения и оценки различных проявлений физической подготовленности игроков;
б) с их помощью он умеет определять особенности структуры физической подготовленности каждого футболиста;
в) тренер знает, как и когда нужно развивать наиболее сильные стороны физической подготовленности каждого игрока, и, как и когда — подтягивать отстающие;
г) он умеет на разных этапах годичного цикла подготовки подбирать оптимальное соотношение футбольных и нефутбольных упражнений, добиваясь тем самым наибольшего воздействия на разные физические качества в рамках требований игры. В результате такого подхода сохраняется высокий уровень физической подготовленности в течение всего соревновательного периода.

Известно, что физическая подготовка — это длительный процесс, цель которого — достижение футболистами высокого уровня физической подготовленности. Этот уровень физической подготовленности должен соответствовать требованиям игры. Например, если для эффективной игровой деятельности футболист должен пробежать в матче 12000 метров, и из них не менее 2000 м с максимальной мощностью, то уровни развития всех видов выносливости и скоростно-силовых качеств должны позволять делать ему это в каждой игре.

Задачи, решаемые в процессе физической подготовки, многообразны, и конкретная формулировка каждой из них зависит от подготовленности и возраста футболистов, периода подготовки и т.п.

Отметим также, что планирование процесса физической подготовки футболистов основывается на трех группах принципов. Во-первых, это общие принципы физической подготовки, пригодные для всех видов спорта. Во-вторых, это принципы физической подготовки в спортивных играх (баскетболе, волейболе, гандболе и др.). И, наконец, в-третьих, это специфические принципы физической подготовки футболистов.

Если суммировать все выше изложенное, то к наиболее важным из них относят следующие:
1. Единство общей (неспецифической) и специализированной физической подготовки.
2. Единство проявлений физических качеств футболистов в соревновательных играх и в тренировочных упражнениях.
3. Направленность к максимальным проявлениям физических качеств в соревновательных играх и в определенных тренировках.
4. Непрерывность процесса физической подготовки.
5. Вариативное изменение тренировочных нагрузок.
6. Разумная индивидуализация средств и методов процесса физической подготовки.
7. Цикличность процесса физической подготовки и использование в ряде циклов блоков типовых занятий.

1. Единство общей (неспецифической) и специализированной физической подготовки.

В многолетней подготовке футболистов используют две группы упражнений, направленных на развитие физических качеств: неспецифические (бег, прыжки, упражнения на силовых тренажерах) и специфические (тактико-технические). Упражнения первой группы способствуют развитию базовых физических качеств (общей выносливости, общей силы), в то время как упражнения второй группы перерабатывают эти базовые качества в специфические.

Применение такого большого числа разнообразных упражнений не случайно. Несмотря на то, что игра в футбол оказывает многостороннее влияние на футболистов, воздействие на некоторые проявления их физических качеств и способностей оказывается недостаточным. Например, игра или игровые упражнения оказывают недостаточное влияние на развитие некоторых проявлений скоростно-силовых качеств (например, прыгучести), координационных способностей игроков. Поэтому помимо специализированных футбольных упражнений тренеры, работающие с профессиональными футболистами, используют неспецифические упражнения на силовых тренажерах для развития разных проявлений силовых качеств. Используют также скоростной бег, различные виды прыжковых упражнений, бег в подъем (угол подъема — 4-6 градусов) и бег под уклон. Еще более широк арсенал неспецифических тренировочных средств в подготовке юных игроков (ритмика и спортивные танцы, акробатика, координационные упражнения и т.п.).

Такая ситуация типична для всех видов спорта. Даже в таком виде, как автомобильные гонки «Формулы-1», пилоты используют неспецифические упражнения для совершенствования как физических качеств, так и волевых. Вот что ответил на вопрос об этом один из ведущих пилотов гонки Я. Трулли.

Его спросили: Вы выступали недавно в нью-йоркском марафоне. Что заставило Вас решиться на такой удивительный для многих шаг?

Ответ: Я всегда хотел попробовать свои силы в чем-то подобном. Моей мечтой было участие в лондонском марафоне, но он проходит во время сезона в «Формуле-1». Поэтому, как Вы понимаете, трудно было совместить два этих занятия. Марафон в Нью-Йорке пришелся по времени как раз на наши каникулы, вот я и рискнул пробежать его. Я вообще наслаждаюсь всеми видами спорта и отдаю много сил, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Участие же в таком грандиозном событии, как многотысячный марафон, придало мне, кроме всего прочего, и огромный эмоциональный заряд.

Вопрос: Что Вы теперь, как опытный марафонец, посоветуете новичкам для подготовки к такому серьезному испытанию?

Ответ: Здесь нет никаких секретов. Я занимался гимнастикой, что всегда мне доставляло большое удовольствие, ну и пришлось, конечно, много времени уделить беговой подготовке, тренировке выносливости. Думаю, любой пилот «Формулы-1» смог бы выдержать такую нагрузку, просто через это нужно было пройти, чтобы убедиться в безграничности своих возможностей.

Вопрос: Как Вы расцениваете свой результат: 4 часа 2 минуты 21 секунду, общее 10230-е место и 8775-е — среди мужчин?

Ответ: Думаю, мне можно гордиться, что я не затерялся в такой толпе.

Комментарий к ответу Трулли:
1) В этом ежегодном традиционном марафоне бегут 40-50 тысяч человек;
2) Каждый километр нужно пробегать за 5 минут 42 с;
3) Недавно М. Шумахер говорил подобное: много бегаю, занимаюсь гимнастикой и акробатикой, и в последнее время — скалолазанием, чтобы сильнее стали кисти рук и пальцы. Необходимо отметить еще один важный момент: в неспецифических упражнениях легко дозировать нагрузку, в то время как в футбольных упражнениях это сделать гораздо труднее. Например, для совершенствования скоростных ка¬честв относительно легко подобрать значения компонентов нагрузки (длину отрезков и скорость бега, длительность ин¬тервалов отдыха, число повторений и т.п.), которые соответствовали бы требованиям методики воспитания скоростных качеств. При использовании футбольных упражнений это сделать практически невозможно, потому что, например, скорость перемещений спортсменов в игровых упражнениях и длительность интервалов отдыха определяются не столько решениями тренера, сколько игровыми ситуациями, а футболист не всегда выбирает нужно их решение.

Правильным будет такое использование тренировочных средств, когда потенциальные возможности, формируемые нсспецифическими упражнениями, будут повышаться и реали ювываться при применении епцифических упражнений. Таким образом, на каждом этапе подготовки перед тренером стоит следующая задача: как найти оптимальное соотношение частных объемов специфических и неспецифических упражнений, направленных на развитие или поддержание уровня физической подготовленности.

Численно такое соотношение может быть представлено в иидс коэффициента специализированное нагрузки. Он рассчитывается, как отношение времени, затраченного на выполнение футбольных (специфических) упражнений к общему времени тренировки. Например, если недельный объем времени тренировок составляет 10 часов, а объем специальных упражнений 6 часов 30 минут, то коэффицент специализированное нагрузки будет равен 65% (или 0,65). Составляя план годичного цикла подготовки, тренер обязательно должен продумывать динамику коэффициента специализированно на его этапах. Один из вариантов такой динамики в подготовительном периоде тренировки приведен на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Динамика коэффициента специализированное(КС) на этапах подготовительного периода. Условные обозначения: 1 — втягивающий цикл; 2, 3, 4 — базовые циклы; 5 — предсоревновательный цикл.

Видно, что максимальный КС относится к предсоревновательному циклу этого периода и равен 80%. Это очень высокая цифра, потому что большим он практически не бывает. Например, предположим, что в тренировочном занятии, которое длится 100 минут, все упражнения, кроме стретчинга в разминке и заминке, а также беговых и прыжковых упражнений в разминке, футбольные. Стретчинг в разминке длится 10 минут, в заминке — 5 минут, беговые и прыжковые упражнения — еще 5 минут. КС такой тренировки составляет 80%.

Следует учитывать и постоянно действующий механизм адаптации организма футболистов к нагрузке. Высокие коэффициенты специализированности нагрузок планируются тренерами на этапе спортивного совершенствования с учетом этой закономерности: за годы занятий футболом спортсмены адаптировались к нагрузкам простых неспецифических упражнений, и поэтому их срочные тренировочные эффекты оказываются низкими. Тренировочные эффекты специализированных средств физической подготовки на этом этапе — наибольшие.

2. Единство проявлений физических качеств футболистов в играх и тренировочных упражнениях.

В течение годичного цикла подготовки профессиональные футболисты проводят от 45 до 65 официальных матчей. Нагрузка этих игр, воздействующая на развитие физических качеств, не только весьма значительна, но и имеет определенную структуру. Точно такую же структуру должна иметь нагрузка большинства тренировочных занятий.

В межигровых циклах ее нужно распределять таким образом, чтобы тренер имел возможность одновременно решать две, часто конкурентные задачи. Во-первых, волнообразно повышать величину нагрузок, и особенно число занятий с околопредельными нагрузками (предельные — только в соревновательной игре) в течение многолетнего цикла. Только так можно достичь требуемого уровня физической и тактико-технической подготовленности. И, во-вторых, обязательно уменьшать нагрузки к концу межигровых циклов (их число всегда на единицу меньше, чем число игр: если игр 60, то число межигровых циклов — 59). Это необходимо делать, чтобы подвести футболистов к очередной игре в оптимальном состоянии.

При таком подходе удастся обеспечить единство трениро-вочных и соревновательных нагрузок.

3. Направленность к максимальным проявлениям физических качеств в определенных тренировках.

Каждая игра требует от футболиста максимального проявления разных физических качеств. Футболист, перешедший в команды первой лиги в команду премьер-лиги, сразу же ощущает, что он должен быстрее думать, быстрее выполнять технические приемы, быстрее двигаться. И все это делать в условиях жесткого противоборства соперников.

Учиться такому проявлению физических качеств нужно в тренировках, и особенно в тех упражнениях, в которых решаются конкретные игровые задачи. Чудес не бывает, и чтобы проявлять на максимуме физические качества в игре, их нужно вначале научиться максимально проявлять в тренировках.

Таким образом, принцип максимального проявления физических качеств определяет цель спортивной тренировки в целом, и физической подготовки, в частности. Нужно помнить также, что каким бы талантливым не был игрок, к максимальным спортивным достижениям он может прийти только через полную самоотдачу на тренировках. Хорошая самоотдача приведет к такому проявления физических качеств, когда их структура будет соответствовать игровой.

4. Непрерывность процесса физической подготовки.

Как известно, этот принцип реализуется, если срочные тренировочные эффекты следующих одно за другим занятий взаимосвязаны по направленности и по времени. В связи с этим понятие непрерывности тренировки в футболе предполагает, что временные интервалы между занятиями должны обеспечить взаимосвязь срочных тренировочных эффектов (СТЭ) по всем видам подготовки.

Взаимодействие СТЭ может быть положительным, нейтральным или отрицательным. Только положительное взаимодействие СТЭ обеспечивает реализацию принципа непрерывности физической подготовки.

Можно тренироваться каждый день, по два раза в день, и тем не менее нарушать принцип непрерывности. Рассмотрим следующий пример: в микроцикле подготовительного периода (12 тренировочных занятий в неделю) в первый и четвертый дни запланированы скоростные тренировки для квалифицированных футболистов. Можно ли говорить о соблюдении принципа непрерывности? В целом — да, так как спортсмены тренируются дважды вдень, но по отношению к развитию скоростных качеств — нет. Слишком велик перерыв между тренировочными занятиями — 3 дня. Доказано, что совершенствование скоростных качеств идет лучше, если проводится подряд несколько тренировок скоростной направленнности.

То же самое можно сказать и о воздействии на другие качества и навыки футболистов. Перерыв между тренировками должен быть таким, чтобы нагрузка последующей тренировки накладывалась на воздействие предыдущей. Это и будет положительное взаимодействие СТЭ.

Закономерности изменения физического состояния спортсменов при нарушении принципа непрерывности на¬грузок одинаковы для всех видов спорта. В футболе нет фундаментальных исследований по этой проблеме, поэтому в качестве примера приведем данные Д. Костилла, полученные на пловцах.

Для ответа на вопрос о динамике снижения уровня физического состояния и специальной подготовленности Д.Костилл провел эксперимент, в котором участвовали 24 университетских пловца. Эксперимент продолжался 4 недели, спортсмены были разделены натри группы. Первая группа — спортсмены полностью прекратили тренировки (группа НТ). Пловцы второй группы тренировались 1 раз в неделю (группа 1Т), проплывая 3000 ярдов (2743 м). Пловцы третьей группы тренировались 3 раза в неделю (группа ЗТ), проплывая в каждой тренировке по 3000 ярдов. До эксперимента пловцы тренировались в течение 5 месяцев по 6 дней в неделю, проплывая каждый день от 4500 до 15100 м. Рассмотрим данные пловцов группы ЗТ, которые стали тренироваться меньше, и вследствие этого нарушилось взаимодействие СТЭ занятий. У спортсменов этой группы еженедельно определяли МПК после плавания на 400 ярдов (366 м) с максимально возможной скоростью.
Кроме того, они еженедельно тестировались в следующих тестах:
1) Измерение специальной силы и мощности на биокинети¬ческом плавательном тренажере и специальном плавательном тесте «на привязи»;
2) Измерение концентрации молочной кислоты крови после плавания на дистанцию 200 ярдов со скоростью в 90% от максимальной.

В связи с уменьшением числа тренировок увеличились временные интервалы между ними, что привело к ухудшению взаимодействия СТЭ. В таблице 2.1 приведены данные о динамике молочной кислоты в крови у пловцов (за нулевую точку принята концентрация молочной кислоты после проплывания 200 ярдов со скоростью в 90% от лучшего результата; измерения проводились до начала эксперимента).

Таблица 2.1. Динамика концентрации молочной кислоты крови у пловцов


Видно, что последствия уменьшения тренировочных нагрузок привело к двукратному повышению концентрации молочной кислоты на стандартную нагрузку плавательного теста. Это свидетельство снижения показателей, от которых зависит скоростная выносливость.

Что же касается общей выносливости, то три тренировки в педелю вместо обычных 12 достаточны для удержания МПК на стандартном для пловцов уровне. Взаимодействие СТЭ трех занятий в неделю сохраняет на приемлемом уровне аэробные возможности.

Самые интересные данные получены по динамике силовых критериев пловцов. Сила, проявляемая в тесте на суше («общая сила»), оставалась неизменной в течение всех 4-х недель. Более того, в первые две недели она даже выросла на 1,5 — 2,0%, но эти колебания лежат в пределах обычной вариативности. Что же касается специальной силы, проявления которой регистрировались в плавательном тесте, то к концу первой недели уменьшенной тренировочной активности, она резко снизилась (более чем на 7%), и затем продолжала равномерно снижаться в течение последующих трех недель (всего за 4 недели сила понизилась на 13,5%).

Таким образом, нарушение принципа непрерывности не повлияло на общие силовые потенции, однако способность к реализации своих силовых возможностей при прекращении плавательных тренировок пловцы теряют достаточно быстро.

Этот вывод подтверждается фактами о том, что значения такого критерия, как «преодолеваемая дистанция за 1 гребок» значимо уменьшалась в каждую неделю эксперимента. Если до его начала пловцам хватало в среднем 72 гребка для проплывания дистанции в 200 ярдов, то в конце 4-й недели эксперимента число гребков увеличилось до 78.

Результаты исследования показывают, что снижение плавательных результатов и повышение концентрации лактата после проплывания стандартной дистанции в 200 ярдов есть отражение снижения «дыхательной емкости мышц», нарушения функций кислород-транспортной системы, ухудшения техники плавания. Кумулятивный тренировочный эффект пятимесячной тренировки пловцов может быть полностью потерян после 4-6 недель частичного отдыха.

Если интерпретировать данные этого исследования на футбол, то можно сделать такие рекомендации:
1) В соревновательном периоде можно обойтись без неспецифических тренировок, направленных на развитие общей выносливости. Для поддержания ее уровня вполне достаточно тактико-технических упражнений, которые в этом периоде являются основными;
2) В этом же периоде можно значительно снизить объем упражнений, направленных на развитие общей силы, но систематически использовать средства специальной силовой подготовки.

5. Вариативное изменение тренировочных нагрузок.

Варьирование нагрузками в футболе исключительно важно в силу следующих обстоятельств:
А) Применение одинаковых, пусть даже и очень значительных по величине нагрузок, быстро приводит к адаптации к ним и к тому, что спортсмен перестает прогрессировать;
Б) Основными в подготовке футболистов являются специализированные упражнения. Направленность большинства из них примерно одинакова и носит либо смешанный, либо аэробный характер. Не случайно, что в разных по форме выполнения и по числу игроков упражнениях ЧСС оказывается примерно равной: 130-160 уд/мин. Большой объем таких функционально однообразных упражнений приводит к стабилизации физической работоспособности на одном, зачастую невысоком уровне;
В) Текущее физическое состояние футболистов изменчиво и в значительной степенни зависит от скорости восстановления после нагрузок предшествующего дня. С учетом этой изменчивости нужно корректировать планы тренировочныых занятий.

6. Разумная индивидуализация средств и методов физической подготовки футболистов.

При планировании в футболе нужно учитывать два фактора. Первый — это структура игры, характеристики которой определяют требования к физической подготовленности футболистов. Например, с точки зрения этих требований футболисты команды должны быстро и правильно реагировать на изменение игровых ситуаций, быть выносливыми, быстрыми, ловкими. Для этого нужно соответствующим образом планировать тренировочные нагрузки в командных и групповых упражнениях.

Однако, нельзя не учитывать второго фактора — индивидуальной структуры подготовленности каждого футболиста. Один может быстро, но не всегда точно решать тактические задачи, другой обладает хорошими скоростными качествами, но недостаточно вынослив. У третьего прекрасные двигательные задатки, но как только он начинает тренироваться дважды в день, то сразу же учащаются болезни и травмы.

Поэтому при планировании надо учитывать как требовании игры, так и индивидуальную структуру подготовленности. В связи с этим 80-90% упражнений нужно планировать с учетом требований игры, а 20-10% с учетом индивидуальных особенностей футболистов. В таких тренировочных занятиях совсем не обязательно, чтобы футболисты упражнялись индивидуально. Они могут работать в группе, но по своим индивидуальным заданиям.

Например, в игровом упражнении 5x5 трем футболистам из десяти разрешается играть только в одно касание. Или: при завершении атаки каким-то футболистам рекомедуют бить по воротам только из штрафной площадки. Это и есть индивидуальная работа в групповых упражнениях.

В группе можно выполнять и неспецифические упражнения. Например, разделить команду на 2 группы, и в одной собрать игроков, которым нужно повышать уровень анаэробных гликолитических возможностей. Им запланировать повторный бег на отрезках 300-400 м. Во вторую группу включить футболистов, которым нужно повышать уровень анаэробных алактатных возможностей. Футболистам этой группы целесообразно выполнить другую работу: повторный бег на коротких отрезках (до 50 м).

Можно выделить еще одну форму занятий, при проведении которьгх решаются задачи индивидуальной подготовки. Это — самостоятельные для каждого спортсмена занятия, когда он один выполняет определенные тренировочные упражнения.

Индивидуализация тренировочного процесса прежде всего должна содействовать развитию лучших качеств футболистов. Чем выше уровень подготовленности и чем старше футболист, тем более индивидуализируется его подготовка.

7. Цикличность процесса физической подготовки и использование в ряде циклов блоков типовых занятий.

Известно, что цикличность проявляется в повторении через определенные промежутки времени тренировочных упражнений, занятий, микроциклов, мезоциклов, макроциклов. Наиболее важными в футболе являются микроциклы (в соревновательном периоде их называют межигровыми циклами). В принципе, наиболее эффективен недельный межигровой цикл, в котором можно так планировать нагрузки, что удается готовиться и к очередной игре, и решать стратегические задачи тренировки. Не случайно поэтому, что в подавляющем числе чемпионатов «футбольных» стран (Германия, Испания, Ита¬лия и др.) 70 — 90% межигровых циклов — недельные.

Условия проведения чемпионата, а также розыгрыши различных кубков, могут привести к появлению межигровых циклов большей или меньшей длительности (особенно у успешных команд, которые в розыгрыше кубков доходят до финальных стадий). Важно только, чтобы их было не очень много. Наличие большого числа одинаковых по длительности циклов позволяет систематизировать их в зависимости от содержания и задач. Например, можно спланировать циклы с концентрированным воздействием нагрузки на какое-то одно физическое качество футболистов. Если это будут скоростные качества, то тренер сможет в течение полного межигрового цикла концентрированно работать над совершенствованием различных их проявлений.

В подготовке футболистов используется множество различных упражнений: от простых — бег, прыжки, силовые упражнения, удары по неподвижному мячу, передачи мяча в парах, до самых сложных: игровых упражнений с решением сложных игровых задач, координационных упражнений аэробики и акробатики. Воздействие каждого из этих упражнений на функциональные системы организма футболистов и их интеллект неодинаково, и поэтому СТЭ упражнений различаются как по величине, так и по направленности.

В футболе, как и во всех остальных видах спорта, обычно работают две группы тренеров: профессиональные и остальные. Особенностями работы профессионального тренера следует назвать три момента:
1) Первый: профессиональный тренер заранее планирует тренировочную работу на очередной этап подготовки.
2) Второй момент: после каждого тренировочного занятия он регистрирует, что футболисты сделали из запланированного и как они это сделали.
3) Третий момент: после окончания каждого цикла или этапа он анализирует нагрузки, выполненные его футболистами, и по результатам этого анализа выбирает для следующего этапа наиболее эффективные средства и методы тренировки.

Все остальные тренеры работают по следующей схеме: придя на тренировку, они задают своим помощникам вопрос: ну, что сегодня будем делать? Естественно, что анализировать такую работу невозможно. Таким образом, планирование и анализ тренировочных и соревновательных нагрузок - это самые важные разделы работы тренера. Но эффективность этой работы во многом зависит от показателей, которые используются для планирования тренировочной работы. До недавнего времени планирование и анализ проводили по следующей схеме (таблица 4.1).

Таблица 4.1 Типовая схема планирования тренировочных нагрузок футболистов


Логика в такой таблице есть, и она соответствует логике управления. Применительно к спортивной тренировке процесс управления — это изменение соотношения относительных объемов разных средств подготовки на каждом из ее этапов. В соответствии с теорией и просто здравым смыслом объем средств физической подготовки на базовом этапе подготовительного периода должен быть значительно большим, чем во втором круге соревновательного периода.

Вопрос в одном: какие упражнения стоят за словосочетанием «тактическая подготовка» (или «физическая подготовка» и т.д.)? Ведь за цифрами 20% или 50% на разных этапах годичного цикла стоят вполне конкретные упражнения. Например, это может быть тактическое упражнение, изображенное на рисунке 4.1, при выполнении которого совершенствуется тактика фланговых атак. В этом упражнении игра идет на результат, и голы можно забивать как в основные ворота, так и в дополнительные, которые устанавливаются на флангах. Но гол в эти ворота засчитывается лишь в том случае, если после прохождения ворот мяч попадает к партнеру. Гол как фланговая передача, для эффективности которой нужно создать зону, в которую ворвется партнер, обеспечить условия для продолжения фланговой атаки и т.п. Поэтому отнесение этого упражнения к средствам совершенствования тактики вполне справедливо.

Вместе с тем, все эти тактические действия требуют вы-полнения таких технических приемов как прием и передачи мяча, ведения, обводка, удары по воротам. Выполнение этих приемов — это не что иное, как совершенствование техники. Поэтому отнесение этого упражнения к средствам совершенствования техники также справедливо.

Рис.4.1. Совершенствование тактики фланговых атак: игровое упражнение с дополнительными воротами на флангах


Если одеть на футболистов, выполняющих это упражнение спорттестеры, и зарегистрировать ЧСС, то получим следующие данные: максимальная ЧСС - 180—190 уд/мин, средняя - 155-165 уд/мин. Воздействие этого упражнения на развитие аэробных и анаэробных возможностей футболистов несомненно. И по этой причине его можно отнести к средствам совершенствования физической подготовленности футболистов.

Вместо этого командного тактического упражнения можно было бы проанализировать десятки других, аналогичных. Вывод анализа был во всех случаях одинаков: воздействие упражнений многостороннее и отнести их к средствам совершенствования только тактики, или только техники, или только физической подготовленности, неправомерно.

Рис. 4.2. Совершенствование техники ударов по движущемуся (катящемуся или летящему) мячу


Рис. 4.3. Передачи мяча и удары по воротам после скоростных рывков со «стенкой»


Можно взять более простые игровые упражнения с заранее известной тактикой перемещений и действий. Это упражнения 4.2 и 4.3, при выполнении которых совершенствуется техника ударов по воротам. Или упражнения 4.4, используемое для совершенствования техники «передач мяча на ход», и упражнение 4.5, используемое для этой же цели, но в сочетании с совершенствованием техники ударов по воротам.

Однако помимо техники эти упражнения воздействуют на развитие физических качеств, и частности, скоростной выиосливости. П.Ф.Садырин использовал в подготовке футболистов своих команд упражнения 4.2 и 4.3, и при их выполнении футболисты пробегали с околопредельной мощностью до 800 м.

Таким образом, схема планирования нагрузок, приведен¬ная в таблице 4.1, не соответствует реалиям футбола, и должна быть заменена на другую. Автор этой книги разработал другую классификацию нагрузок в футболе. В соответствии с I юн планирование и контроль нагрузок в футболе проводится с использованием следующих характеристик:
1) Первая из них — специализированность упражнений, в соответствии с которой все они разделяются на две группы: специфические (игровые) и неспецифические (неигровые). В свою очередь специфические (футбольные) упражнения разделяются на командные, групповые и индивидуальные.
2) Вторая характеристика - направленность упражнений на развитие физических качеств футболистов. Есть упражнения смешанной направленности, при выполнении которых совершенствуются сразу несколько проявлений разных физических качеств футболистов. Это происходит, как правило, при выполнении командных и групповых упражнений. Есть упражнения избирательной направленности, при выполнении которых совершенствуется преимущественно какоето одно физическое качество. Это, как правило, неспецифические упражнения.
3) Третья характеристика — нагрузка упражнений. Она может быть максимальной, большой, средней, малой. Более точные рекомендации дает В. В. Лобанове кий с соавторами. Он и его помощники считали, что нужно определять относительную величину нагрузки (в %). Делать это нужно по количеству серий упражнений, в которых работа выполняется с субмаксимальной и максимальной интенсив¬ностью. За 90-100% принимается нагрузка календарной игры или нагрузка 9-10 серий упражнений, 80% — 7-8 се¬рий, 70% — 6 серий, 60% — 5 серий, 50% — 4 серии, 40% — 3 серии, 30% — 2 серии.

Рис. 4.4. Передача мяча в движении со сменой мест в группе из 3 человек


Рис. 4.5. Передача мяча в группе из 4 футболистов выполняемых в ходе согласованных по времени, пространству и скорости перемещения


При использовании такой классификации любое из тренировочных упражнений попадает в свою ячейку матрицы планирования и контроля нагрузок в футболе (таблица 4.2).

Данные этой таблицы формируются вполне понятным способом. Все футбольные упражнения заносятся в строку «специфические средства», все остальные упражнения — в строку «неспецифические средства». В базовом цикле подготовительного периода объем этих средств составляет 40%, а в конце второго круга чемпионата страны - 80%. В остальных тренировочных циклах года значения этих относительных объемов футбольных упражнений будут лежать в промежутке между этими цифрами.

Таблица 4.2 Матрица планирования и контроля нагрузок в футболе


Однако, тренер должен обосновать (прежде всего самому себе), что именно такое соотношение специфических и неспецифических нагрузок, а также распределение их по воздействию на развитие физических качеств будет оптимальным.

Все эти средства физической подготовки реализуются в рамках тренировочных занятий, форма которых может быть следующей:
1) Разминка. Она состоит из двух частей. Первая часть — игровые упражнения в сочетании со стретчингом (3 минуты игра и 2-3 минуты стретчинг и т.д.). Или упражнения «школы футбола» (передачи мяча в парах, тройках и т.п.) в сочетании со стретчингом. Или бег трусцой в сочетании со стретчингом. Или перемещения по полю групп игроков, согласованные по времени и пространству, в сочетании со стретчингом. Кроме стретчинга можно во всех этих случаях использовать маховые движения. Вторая часть разминки — это координационные, беговые и прыжковые упражнения.
2) Групповые упражнения, при выполнении которых решаются конкретные игровые задачи;
3) Командные упражнения, применяемые для освоения тактической схемы игры;
4) Упражнения физической подготовки;
5) Упражнения заминки.

Есть занятия, в которых планируют полный набор всех них упражнений. Но вполне возможны занятия, в которых кроме разминки есть только упражнения физической подготовки, или разные упражнения групповой тактики и т.д.

Совершенствование физической подготовленности происходит при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений. Каждое из этих упражнений характеризуется определенным тренировочным эффектом, и правильное управление этими тренировочными эффектами позволяет целенаправленно воздействовать на развитие тех или иных физических качеств.

Соревновательные упражнения(игры) проводятся по единым для всех команд правилам футбола и поэтому их срочные тренировочные эффекты(СТЭ) можно достаточно точно прогнозировать заранее. При большом числе игр (а их у профессионалов 50-65 за сезон) можно заранее прогнозировать и степень влияния нагрузки соревновательных игр на развитие физических качеств.

Иное дело с тренировочными упражнениями. В них величина и направленность СТЭ (а следовательно, и степень воздействия на физические качеству игроков) зависит от ряда причин, в том числе и от метода выполнения тренировочных упражнений. В практике физической подготовки существуют два метода выполнения упражнений: 1) непрерывный и 2) с перерывами.

Непрерывный метод выполнения тренировочных упражнений

Непрерывный метод характеризуется тем, что тренер, готовящий конспект тренировочного занятия, задает в нем длительность и интенсивность упражнения, и после этого футболист выполняет его без перерыва. Например, тренер планирует кроссовый бег в течение 40 или 60 минут, или игру 8 против 8 на 3/4 поля в течение 30—40 минут, и футболисты непрерывно выполняют его задание. Два заранее запланированных параметра компонентов нагрузки упражнения (его длительность и интенсивность) определяют величину и направленность СТЭ.

Возьмем, например, кроссовый бег в течение 45 минут, выполняемый относительно равномерно со скоростью аэробного порога (она у футболистов равна приблизительно 3 м/с). У хорошо подготовленных игроков ЧСС в таком беге не превысит 150 уд/мин. Уже на второй минуте бега ЧСС достигнет этого максимума, и затем в течение оставшихся 43 минут будет проходить чисто аэробная работа. Она обеспечивается аэробными энергетическими механизмами, и в течение всего времени упражнения будет совершенствоваться их работа.

Отметим здесь, что абсолютно равномерной работы не существует, и в такой работе допустимы небольшие колебания скорости бега (±2%). Но задача в равномерных упражнениях всегда одна: вывести функциональные системы организма футболистов на определенный уровень и «подержать» их на этом уровне в течение определенного времени. При одном уровне интенсивности непрерывного упражнения это будет восстановительная нагрузка, при другом — развивающая.

Более распространенными в тренировке футболистов являются непрерывные упражнения переменной интенсивности. Во-первых, сама игра — это типичное упражнение переменной интенсивности, и это хорошо видно по динамике ЧСС, изображенной на рисунках. В игровом упражнении, если оно выполняется однократно и непрерывно, активные фазы чередуются с относительно пассивными. Поэтому в активных фазах ЧСС повышается до 180-200 уд/мин, активизируются анаэробные механизмы энергетического обеспечения. Множество таких циклов в непрерывном упражнении положительно воздействует на совершенствование быстроты развертывания энергетических систем в активных фазах упражнения и быстроты восстановления в пассивных.

Такие упражнения больше соответствуют структуре игры, и они полезны для комплексного воздействия на двигательные качества футболистов. Сам же выбор метода упражнения зависит от того, что ставится во главу угла в срочном тренировочном эффекте. Если главным является решение игровой задачи тактико-технического упражнения, и оно должно выполняться тактически грамотно, технически точно и на заданном уровне интенсивности, то лучше использовать метод работы «с перерывами».

Здесь в паузах отдыха происходит относительно быстрая ликвидация утомления, и каждое очередное повторение выполняется на требуемом тактико-техническом и функциональном уровне. Если же главными являются функциональные сдвиги (их величина, направленность и удержание на заданном уровне в течение всего упражнения), то более целесообразным является применение непрерывных упражнений. Следует отметить еще одну особенность непрерывных переменных упражнений: в пассивных фазах этих упражнений снижается активность функциональных систем организма. Но снижается она до определенного уровня. И как только начинается активная фаза, то скорость развертывания этих систем значительно большая, чем в упражнении с перерывами.

Метод выполнения упражнений «с перерывами».

При использовании этого метода также есть активные и пассивные фазы. Но в отличие от непрерывного метода, в котором в пассивной фазе упражнение выполняется с пониженной интенсивностью, пассивная фаза метода «с перерывами» — это, как правило, покой. Нагрузка в этом случае зависит от значений следующих компонентов упражнения:
1) Длительности активных фаз;
2) Интенсивности (мощности, скорости) выполнения упраж¬нений;
3) Количество повторений (серий) упражнения;
4) Длительности интервалов отдыха между повторениями и сериями повторений;
5) Характером отдыха (например, в паузах отдыха при выполнении футбольных упражнений можно ничего не делать, а можно сесть на газон и поделать стретчинг).

Если это футбольное упражнение, то его нагрузка будет также зависеть от сложности игровых задач упражнения, количества футболистов, занятых в нем, и размера площадки, на которой оно выполняется. Для изменения величины и направленности СТЭ футбольных упражнений нужно менять значения компонентов нагрузки. Либо нескольких одновременно, либо какого-то одного из них.

Специалисты спорта выделяют 2 основных метода упражнении «с перерывами»: повторный и интервальный. Однако ни один из них пока не смог доказать обоснованность такой классификации методов. Дело в том, что классификацией называется разделение каких-либо объектов (предметов, явлений и т.п.) на группы по вполне определенному признаку. Таким признаком в данном случае является перерыв в работе. Нет перерыва — это непрерывный метод выполнения упражнений, есть перерыв — то можно такую работу называть либо повторной, либо интервальной. Попытка использовать в качестве классификационного признака длительность пауз отдыха — сомнительна.

Различия в биологических критериях СТЭ упражнений, выполняемых непрерывно или повторно, приведены на рис. 3.1, 3.2 и 3.3. На первом из них показана динамика ЧСС в повторной работе с относительно длительными периодами активности и достаточно длительными интервалами отдыха. Видно, что за время нагрузки ЧСС достигает определенного максимума, а в паузах отдыха происходит практически полное ее восстановление до 100-120 уд/мин.

На втором рисунке дана тоже повторная беговая нагрузка, но с короткими периодами работы и столь же короткими паузами отдыха. Восстановления в этих паузах не происходит, и постепенно накапливающееся утомление приводит к тому, что ЧСС работы и отдыха становится примерно одинаковой. В последних циклах «работа — отдых» колебания ЧСС сглаживаются.

На третьем рисунке дана ЧСС непрерывной работы, динамика которой очень похожа на динамику ЧСС в повторной нагрузке с короткими периодами работы и отдыха. Таким образом, можно получить примерно одинаковые СТЭ при использовании разных методов упражнения.

В каждом конкретном случае тренер должен решить, какой тип СТЭ ему нужен. Если в тренировке нужно вывести функциональные системы организма на определенный уровень и подержать их на этом уровне в течение какого-то времени, то для этого эффективен непрерывный метод упражнения или повторный, но с короткими и недостаточными для полного восстановления интервалами отдыха. Если же нужно в одном упражнении быстро вывести эти системы на максимум, и сделать это несколько раз подряд, то эффективнее для этого повторный метод тренировки.

Рис 3.1. Частота сердечных сокращений и потребление кислорода в повторной работе на третбане (V = 20 км/час; работа - 3 минуты,отдых - 3 минуты).


Рис 3.2. Частота сердечных сокращений и потребление кислорода в повторной работе на третбане (V = 20 км/час; работа — 15 с, отдых - 15 с).


Дело в том, что существует несколько вариантов планирования значений компонентов нагрузки повторных игровых упражнений. Интенсивность большинства игровых упражнений обычно очень высокая, и поэтому нарастающее утомление в них — явление вполне обыденное. Это утомление приводит к тому, что футболист начинает ошибаться в тактико-технических действиях. Чтобы этого не происходило, нужны паузы отдыха.

Первый вариант планирования — упражнение выполняется с постоянными интервалами отдыха. Например, шесть серий по 6 минут с паузами отдыха по 2 минуты. Или, те же шесть серий по 6 минут, паузы отдыха между сериями — 4 минуты. Второй вариант — работа с удлиняющимися паузами отдыха. Например, первая пауза отдыха между шестиминутными сериями равна 2 минутам, вторая — трем минутам и т.д.

Если же тренер хочет поставить футболистов в более трудные условия, то может использоваться третий вариант — работа с укорачивающимися паузами отдыха: например, 4 минуты, потом 3 минуты и т.д. в этом случае каждая очередная активная фаза упражнения будет начинаться при меньшей степени восстановления.

Большинство тренеров предпочитают использовать повторный метод при выполнении футбольных упражнений. Руководствуются они при этом следующей логикой. В каждом таком упражнении футболистам необходимо решать определенные игровые задачи. И главный СТЭ в этом случае — сколько раз решал игрок эти задачи и насколько быстро и точно он это делал. Добиться хорошего тактико-технического СТЭ можно только в том случае, если брак в технических действиях будет на приемлемом минимальном уровне. Величина этого брака зависит от двух факторов: 1) технического мастерства игроков и 2)степени их утомления. Пока игрок «свежий», у него меньше ошибок в приеме и передачах мяча, он чаще выигрывает борьбу за мяч. В состоянии утомления, особенно сильного утомления, число ошибок в таких приемах значительно возрастет. Зная это, тренеры предпочитают вместо 30-40-минутной непрерывной работы использовать работу в виде серий по 6-8 минут с паузами отдыха между ними. Восстановление в этих паузах будет уменьшать степень утом-ления, что позволит выполнять игровые приемы на требуемом уровне.

Рис 3.3


Как уже отмечалось выше, при использовании повторного метода работы тренер вначале определяет, что он хочет получить от упражнения (например, какой должна быть средняя и максимальная ЧСС). После этого он планирует значения длительности повторных отрезков, их интенсивность, число повторений и паузы отдыха. Но после выполнения упражнения часто оказывается, что значения СТЭ разных футболистов различны.

На рис. 3.4 и 3.5 приведены данные, подтверждающие это. На них изображены пульсограммы тренировочного занятия, основу которого составил повторный кроссовый бег на местности. Футболисты бежали в группе 5 раз по 2000 м со скоростью 3,7 м/с (это скорость анаэробного порога). Два игрока, данные которых приведены на рисунках 3.4 и 3.5, бежали рядом. Однако значения их срочных тренировочных эффектов оказались совершенно разными. Видно, что 45% времени тренировки сердце футболиста Б. сокращалось с частотой 166 уд/мин и выше. У игрока К. значения ЧСС в этой зоне оказались равными всего 3%. Максимальные значения ЧСС у первого футболиста были равны 173 — 186 уд/мин, у второго — 159 — 170 уд/мин, а средние соответственно 155 — 174 уд/мин, 142— 155 уд/мин.

Рис 3.4


Рис 3.5


Обычно объяснение таких различий сводится к анализу трех факторов:
1) Футболисты выполняли упражнение с разной интенсив-ностью. Если бы речь шла об игровом упражнении, то влияние этого фактора мог бы иметь место. Но футболисты бежали рядом, дистанция и скорость были одинаковыми, так что этот фактор не повлиял на ЧСС;
2) Футболисты имели разный уровень подготовленности, и ЧСС того, у которого эта подготовленность была ниже, оказалась более высокой. В данном случае это не так: футболист Б. — это игрок основного состава, с более высоким уровнем физической подготовленности;
3) Индивидуальные особенности работы сердечно-сосудистой системы у каждого из спортсменов. Представляется, чтто в данном случае именно этот фактор объясняет различия в показателях ЧСС двух футболистов

Видно, что применение любого их двух методов выполнения тренировочных упражнений зависит от нескольких факторов, и главный из них - это основная задача которую предстоит решить в тренировочном упражнении. В каждом из них одновременно решается несколько задач, нужно выбрать из них главную и подобрать для ее решения метод выполнения упражнения.

Секция футбола для детей